Как усмиряются протесты во Франции?


Дата: 26.07.2024

Молодежный экстремизм – явление международное. Что интересно, правительства разных стран решают эту проблему по-своему. Францию продолжает лихорадить после объявления результатов парламентских выборов. Левая партия «Новый народный фронт», а вернее её сторонники, довольно шумно отпраздновали свою победу – на баррикадах, с фейерверками, фаерами и петардами, летящими в полицию. В общем, для Франции ничего нового.

Началось всё с того, что 9 июня Эммануэль Макрон объявил о роспуске Национального соб­рания (нижней палаты парламента) и назначил даты проведения досрочных выборов. Это решение стало реакцией на поражение его партии «Ренессанс» и успех правого «Национального объединения» на выборах в Европарламент.
Кстати говоря, «Национальное объединение», возглавляемое Марин Ле Пен, по итогам первого тура опережало во Франции и левых, и либералов (центристов), хоть абсолютного большинства у него и не было. По этой причине «Новый народный фронт» и коалиция президента решили заключить союз, сняли 200 своих кандидатов, чтобы не разделять между партиями голоса избирателей, и по итогу сместили «Национальное объединение» на третье место.
Однако леволиберального большинства и правого меньшинства в парламенте не будет. Макрон оказал себе медвежью услугу, заключив союз с лидером «Нового народного фронта» Жан-Люком Меланшоном, так как левый политик уже заявил о поражении нынешнего правительства и необходимости президенту и премьер-министру подать в отставку (второй, кстати, уже это сделал, а на днях Макрон одобрил отставку). Кроме того, многие законопроекты Макрона были раскритикованы Меланшоном и его сторонниками и, возможно, в ближайшем будущем будут отменены либо переработаны.


Это значит, что страна будет разделена на три лагеря, каждый из которых ненавидит два других: левый, центристский и правый. Ни одна из партий не получила абсолютного большинства в парламенте, и, учитывая различия во взглядах, трудно представить, как парламентарии будут согласовывать важные для будущего республики решения.
Жордан Барделла, президент «Национального объединения», так высказался о результатах выборов: «Альянс позора и опасных предвыборных соглашений, заключенный Эммануэлем Макроном и Габриэлем Атталем (премьер-министром) с крайне левыми группами, лишает французский народ курса на восстановление страны, с которым мы лидировали на европейских выборах и на парламентских выборах в первом туре, набрав почти 34% голосов». В этих словах видится разочарование политика, однако в них есть рациональное зерно. Как минимум правые смотрели на предоставление военной помощи Украине как на шаг, который не только не способствует деэскалации конфликта, но и медленно разъедает Францию изнутри, в первую очередь в экономическом плане. Более того, Макрон высказывал абсолютно безумные идеи по поводу отправки французских военных на территорию Украины. «Национальное объединение», напротив, выступало за восстановление продуктивных
взаимоотношений с Россией, что, конечно же, подразумевает невмешательство третьей стороны в восточноевропейский конфликт.


На фоне очевидного раскола во французском обществе внутри страны активизировалась деятельность радикально настроенных граждан, причём сразу со всех сторон. Левые, как уже упоминалось, в духе французской революции отметили свою победу столкновениями с представителями закона. Сообщается о задержании десятков граждан, есть пострадавшие. Массовые беспорядки в Париже по итогам выборов принесли в город настоящий хаос. В ответ на атаку фейерверками и камнями представители закона применили слезоточивый газ и шумовые гранаты, начались массовые задержания. Протестующие разбивали витрины магазинов и банков, поджигали велосипеды и мебель и бросали ими в сторону полиции. Правоохранителям всё-таки удалось расчистить площадь Республики от 8000 митингующих (параллельно с этим протесты проходили и в других крупных городах страны – Нанте, Лионе, Марселе и др.). Однако улицы французской столицы оказались усыпаны грудой мусора и битым стеклом, стены зданий после беспорядков оказались исписаны граффити с лозунгами демонстрантов, один из которых звучит так: «Франция – страна миграции».
Подобные высказывания едва ли понравились коренным французам, особенно тем, которые поддерживали Марин Ле Пен и её партию. Поэтому столкновения продолжают происходить не только между левыми и полицейскими, но и между левыми и правыми, правыми и центристами и т.д. Нужно понимать, что в ближайшее время пламя возникшего внутри страны пожара будет становиться только сильнее. Сейчас членам Национального собрания необходимо сформировать правительство, а сделать это невозможно, так как три партии имеют практически одинаковое количество парламентариев и при этом враждуют между собой. Говорить о каких-либо компромиссах пока не приходится.
В мировых СМИ даже не боятся использовать слово «революция», описывая события во Франции. Вспоминаются события марта прошлого года, когда по всей стране прокатилась война насилия, вызванная недовольством правительственными реформами. Тогда Париж, Ренн, Бордо, Лорьян и Лион погрузились в хаос. Группы одетых в черное молодых людей, которых назвали casseurs («крушители»), громили автобусные остановки, витрины, поджигали мусорные баки и здания. В Бордо даже сожгли ворота мэрии. По заявлению министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, 457 человек задержаны, 441 полицейский и жандарм пострадали. Тогда же в Лорьяне протестующие закидали булыжниками полицейский участок, а в Арденнах стражи порядка «подверглись обстрелу из стеклянных бутылок, наполненных кислотой и свертками».
После того, как стало известно, что «Национальное объединение» вы­играло выборы в Евро­парламент. Сотни тысяч людей вышли на демонстрации в большинстве крупнейших коммун Франции, включая Тулузу, Марсель, Нант, Ренн, Гренобль, Монпелье, Сент-­Этьен, Бордо, Лион, Страсбург и Орлеан. 15 июня, по некоторым данным, 350 000-640 000 человек протестовали по всей Франции, что потребовало мобилизации более 20 тысяч военных и привело к арестам протестующих.


– На примере протестов во Франции мы видим, как работает пресловутая западная демократия. В 2020 году, во время беспорядков в Беларуси, когда силовые структуры проводили задержания наиболее радикально настроенных граждан, Европа билась в истерике из-за якобы «антигуманных действий силовиков и бесчеловечных указаний представителей власти» и ввели дополнительные санкции против нашей страны. Теперь же, когда начались протесты во Франции, западноевропейские политики призвали не вмешиваться в её внутренние дела. При этом действия нашего Президента привели к сохранению целостности страны, а в западноевропейской республике действия силовиков только обостряют ситуацию, – комментирует события во Франции член Лиги молодых аналитиков БИСИ Алексей Рагуев.
В общем, для Франции настали тяжёлые
времена.