В день 80-летия освобождения Чаусского района рассказываем, как это было
Военный совет Западного фронта 30 сентября 1943 года представил Ставке ВГК план наступательной операции. В соответствии с ним намечалось прорвать оборону противника на рубеже реки Проня, в первой половине октября форсировать Днепр. 30 сентября войска 50-й армии во взаимодействии с 10-й армией Западного фронта освободили Кричев и с боями вышли на рубеж Прони. Были освобождены деревни Чаусского района, которые расположены на левом, восточном берегу реки: Осиновка, Нежковка, Грабалово, Прилесье, Ребятки, Риминка, Дроковка, Голочевка, Ляховщина, Петуховка, Прудок, Зеленый Прудок и другие.
На реках Проня, Бася, Реста немецко-фашистские захватчики заранее подготовились к обороне. Главная полоса была глубиной до 5 километров и состояла из трех позиций, каждая с системой траншей, огневых точек, в том числе бронированных. Вдоль переднего края были фронтовые ограждения, минные поля. Перед третьей позицией были выкопаны противотанковые рвы. Части 64-й стрелковой дивизии 2 октября 1943 года с боями подошли к реке Проня на участке железнодорожный мост – деревня Дрануха, где занимала оборону 260-я пехотная дивизия гитлеровцев. 4 октября 433-й, 440-й полки захватили плацдарм на западном берегу Прони, успешно отбивали многочисленные контратаки врага до конца октября. Но расширить плацдарм, вести дальше наступление не смогли.
С 12 октября 1943 года по 1 апреля 1944 года Западный фронт провел одиннадцать наступательных операций, они принесли лишь тактический успех и потери в войсках убитыми и ранеными 330 587 человек.
Только 385-я стрелковая дивизия за четыре дня декабрьских «боев местного значения» потеряла убитыми и ранеными более тысячи человек. Из журнала боевых действий 371-й стрелковой дивизии следует, что участники Сталинградского сражения рассказывали, что даже там не было таких тяжелых боев, как на Проне осенью 1943 года.
Характерен доклад одного из командиров батальона 371-й стрелковой дивизии 10-й армии, наступавшей севернее Чаусского района: «…дальше вперед идти невозможно – под огнем немецких пулеметов гибнет всё живое». Стрелковые соединения проявляли исключительное мужество и героизм, среди них 385-я Кричевская, 49-я, 64-я, 330-я, 380-я, 139-я Рославльская, 290-я стрелковые дивизии, штрафные армейские роты и батальоны. 25 декабря 1943 года части 385-й стрелковой дивизии, в составе которой был лыжный батальон 212-й Кричевской стрелковой дивизии, штурмом овладели первой линией немецких траншей и частью второй линии в полукилометре от деревни Прилеповка. Но уже 27 декабря в результате непрерывных контратак гитлеровцы вытеснили наши части на исходные перед наступлением рубежи. За время декабрьских боев 1943 года на участке Скварск-Прилеповка-Путьки 290-я и 385-я стрелковые дивизии потеряли до 1500 солдат. В историю Великой Отечественной войны этот эпизод вошел под названием «Прилеповский плацдарм». Тяжелые кровопролитные бои на Проне войска Западного (с 24 апреля 1944 года 2-го Белорусского) фронта вели на протяжении почти девяти месяцев.
23 июня 1944 года, после форсирования реки Проня, у деревень Будино, Прилеповка, Красная Буда развернулось наступление в Могилевском направлении. Эта была часть большой наступательной операции «Багратион».
В ночь на 23 июня началась авиационная подготовка наступления. Бомбардировщики авиации дальнего действия наносили удары по боевым порядкам противника, огневым позициям артиллерии и минометов, оборонительным сооружениям и узлам сопротивления. Под прикрытием шума ночных бомбардировщиков танки и самоходно-артиллерийские установки заняли исходные позиции для
наступления.
Одновременно с наступлением частей 49-й армии после 30-минутной артиллерийской подготовки начали действовать усиленные стрелковые роты 33-й и 50-й армий. За день войска 49-й армии смогли продвинуться на глубину только 6-8 км и расширили прорыв до 25 км.
24 июня в 6.30, после получасовой артиллерийской подготовки, войска армии перешли в наступление по всему фронту. Стремясь остановить продвижение наших войск, противник неоднократно переходил в контратаки силой от роты до батальона при поддержке 5-6 танков и штурмовых орудий. Преодолевая сопротивление, соединения армии, благодаря тесному взаимодействию между собой и с авиацией, с боями упорно продвигались вперед. В сводке Совинформбюро за 24 июня говорилось: «На Могилевском направлении наши войска, перейдя в наступление, форсировали реку Проня, прорвали сильно укрепленную оборону противника севернее Чаус и продвинулись вперед до 20 километров, расширив прорыв до 50 километров по фронту».
В ночь на 25 июня отдельные наши соединения вышли к реке Бася. Боевые действия не прекращались и ночью. К 3 часам утра 718-й стрелковый полк завязал бои за переправу и к 8 часам форсировал реку Бася. Вскоре стрелковые роты овладели населенными пунктами Каменка и Тихомировка. К 9 часам вечера 25 июня все полки дивизии подошли к реке Реста. Стремительной атакой с северо-запада 330-й и с юга 385-й стрелковыми дивизиями к 18 часам 25 июня город Чаусы был освобожден. Таким образом, в ожесточенных трехдневных боях была прорвана на глубину до 30 км сильно укрепленная вражеская оборона, создававшаяся противником на протяжении
9 месяцев.
За успешный прорыв обороны противника на могилевском направлении войскам 2-го Белорусского фронта
25 июня 1944 года была объявлена благодарность в приказе Верховного Главнокомандующего. Москва салютовала в тот день 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Совинформбюро за 25 июня сообщило: «На Могилевском направлении наши войска, развивая успешное наступление, овладели районным центром Могилевской области городом Чаусы, а также с боями заняли более 150 других населенных пунктов».
Чаусский район был освобожден на следующий день – 26 июня. Более 18 тысяч бойцов и командиров Красной армии пали в боях на территории района.