Допрограммировался. Об аресте основателя Telegram Павла Дурова в материале Виталия Руцкого
Западная демократия не прекращает удивлять. 24 августа в Париже задержали основателя Telegram Павла Дурова. В его деле содержится 6 обвинений, в том числе о соучастии в хранении и распространении наркотиков, мошенничестве и использовании криптовалютных инструментов. Его обвиняют в том, что не проводит тщательную модерацию контента, загружаемого на платформу – то есть не вводит жёсткую цензуру, и, так или иначе, причастен ко всем этим преступлениям. Абсурд. Известно, что с основателем Telegram хотели сотрудничать многие ведущие страны мира, в том числе Франция, США и Россия.
В апреле этого года Дуров во время интервью американскому журналисту Такеру Карлсону признался, что ФБР хотело получить доступ к Telegram. Прямо в аэропорту у него пытались переманить главного инженера платформы, чтобы взломать мессенджер. Дуров неоднократно встречался и с Макроном, который даже называл российского бизнесмена своим другом. Правда, основатель Telegram также отказал президенту Франции на предложение перенести офис платформы в Париж и предоставить властям страны доступ к личным данным пользователей. Но Дуров получил французский паспорт, который и сыграл с ним злую шутку.
Словом, неудивительно, что многие хотят иметь в своих руках такой инструмент социального и политического воздействия, как Telegram, который на фоне недавних событий приобрёл ещё большую популярность, поднялся с 18-го на 8-е место в рейтинге лучших приложений США, а во Франции – на 1-е в категории «Социальные сети» в App Store и стал третьим по популярности приложением в стране.
Что же касается непосредственно задержания Дурова, власти Франции получили возможность задержать предпринимателя как гражданина своей страны. И всё же сам процесс ареста вызывает множество вопросов. Французская новостная телесеть BFMTV передаёт, что Дурова объявили в розыск буквально за минуты до его приземления в Париже – там же «на коленке» выдали ордер на арест.
Прокуратура Франции в своём официальном заявлении сообщила, что дело против бизнесмена было заведено раньше, якобы Павел знал, что его могут задержать, однако, пришлось осуществить посадку в Париже для дозаправки. Странно.
Важно заметить, что Павел Дуров – гражданин не только России и Франции. У него есть паспорта ОАЭ, где до недавнего времени находилась штаб-квартира Telegram, и островного государства на Карибах Сент-Китс и Невис. Это создаёт ряд юридических и экономических трудностей, в том числе для Франции. Власти Эмиратов после сообщения об аресте основателя Telegram, запросили у Франции доступ к Дурову и предоставление ему консульских услуг, а также заморозили заказы на французские истребители. Таким образом Париж потерял около 17 миллиардов долларов.
С требованием объяснить ситуацию и освободить Дурова выступили и другие страны и медийные личности. Такер Карлсон, Илон Маск и Эдвард Сноуден поддержали предпринимателя и с горечью констатируют, во что превратилась западная демократия. Президент Беларуси Александр Лукашенко задался вопросом, зачем предъявлять претензии властям Беларуси, когда они себя защищают такими же методами как во Франции. Российские власти тоже не стали молчать и немедленно запросили у Парижа разъяснения по поводу причин задержания Павла. Дмитрий Медведев написал, что, учитывая жизненные принципы предпринимателя, который не допускал вмешательства спецслужб в работу Telegram даже для расследования особо тяжких преступлений, ему было бы трудно в любой стране мира.
Дуров был освобождён из-под стражи, внеся залог в размере пяти миллионов евро (до этого всплывала информация, что эта сумма может быть в 10 раз больше). Сейчас он под следствием и не может покинуть страну.
Очевидно, что когда Павел примет условия Франции и, соответственно, всех западных стран, все обвинения будут сняты. Однако сам факт внесения Дуровым залога говорит, что пока он эти условия не принял, сохраняет принципиальную позицию. Это сулит ему множество проблем и судебные тяжбы, которые могут длиться годами.
А тем временем экономические показатели Telegram падают, хоть он и продолжает функционировать в штатном режиме. Также важно отметить, что обвиняется не только Павел, но и его брат – Николай Дуров, который сыграл ключевую роль в создании «Вконтакте» и Telegram.
Если Дуров в конечном итоге предоставит западным спецслужбам доступ к Telegram, это будет значить, что личные данные пользователей, в первую очередь из России, подвергнутся угрозе рассекречивания. Также, вероятнее всего, будет происходить модерация контента нежелательного для США и их союзников, что будет напоминать цензуру в Facebook. И, если судебные разбирательства не пугают бизнесмена, то судьба Telegram явно волнует Павла. Пока он держится своих принципов, но если группа программистов не справится со стабилизацией мессенджера, возможно, придётся пойти на отчаянный шаг, и это станет очередным ударом по свободе слова.
Виталий Руцкий