Валентина Петровна Перепечкина из Чаус воспитала много учеников
«Многим работа учителя, наверно, кажется будничной: уроки, проверка тетрадей, изучение методических пособий. Но по сути своей она радостная – для тех, кто пришел в эту профессию по велению души. И ответственная: ведь учителям доверено самое дорогое – дети. А еще интересная, если стремишься стать другом своим ученикам, раскрыть их души, помочь в трудную минуту. Кажется, работая в школе, не ощущаешь, сколько тебе лет…» Так говорит о своей профессии ветеран педагогического труда с более чем 40-летним стажем, учитель высшей категории Валентина Петровна Перепечкина, которая сейчас – на заслуженном отдыхе.
Мы побывали у нее накануне профессионального праздника – Дня учителя и застали за делами: уже созрел и готов к уборке виноград, ждали своей очереди последние овощи на грядках. Ожидая, когда Валентина Петровна освободится, обратили внимание, как обильно цветут многолетники, что занимают на участке немало места. «Я очень люблю цветы, – объяснила она. – Когда–то хотела заниматься этим профессионально. Даже после окончания школы стояла перед выбором: стать цветоводом или учителем? Но, во-первых, в Горецкой сельхозакадемии на то время не было такой специализации. А потом подумала: ведь цветы можно выращивать, и работая в школе? И поступила в Могилевский пединститут, где получила профессию учителя начальных классов – именно такую, о которой мечтала.
После окончания вуза ее агитировали на комсомольскую работу, но Валентина не согласилась: только учителем. Ее первым рабочим местом стала Дужевская школа, которая тогда размещалась в небольшом старом здании. Для молодого специалиста нагрузка была немалая: вести уроки в первом и втором классах, что занимало 7-8 часов в день, а через какое-то время – еще и немецкий язык у старшеклассников вместо убывшего учителя. Уже на второй год ее оставили только предметником, и она очень переживала, расценивая это как своего рода предательство перед малышами. Но все же считает, что два года работы в сельской школе много дали в плане профессионального становления, да и в душевном – тоже. С теплом вспоминает букетики ромашек, подаренные ей первоклашками, и то, как по выходным, когда посещала семьи своих учеников, дети толпой, от деревни до деревни, ее сопровождали. И теперь многие из них помнят свою учительницу, здороваются при встрече.
Затем произошли изменения в личной жизни – и Валентина Петровна переехала в Чаусы. Стала работать в СШ №2, которую и сама когда-то окончила, воспитателем группы продленного дня. Это, по ее словам, тоже был полезный опыт, ведь не так просто восстановить силы ребят, которые устали после уроков, заинтересовать их в выполнении домашнего задания, качественной подготовке к следующему учебному дню. Да еще и с родителями детей надо было пообщаться.
А через несколько лет у Валентины Петровны уже был свой первый класс: тогда впервые в районе на базе их школы на обучение стали набирать детей с 6 лет. И с тех пор до выхода на пенсию у нее было множество выпусков. Признается: всегда было трудно расставаться с ребятами, к которым за 4 года привыкаешь, как к родным. «Мы ведь не только работали на уроках, но и общались вне школы, – рассказывает она. – В кино ходили, в походы, посещали тех, кто болел. Это сближало».
… У каждого учителя, хоть они руководствуются какими-то общими методиками и правилами, свой стиль работы. Для Валентины Петровны в плане, например, воспитания учащихся всегда образцом была классическая система великого педагога А.С.Макаренко: уважение и требование. С одной стороны, проще накричать на ребенка – и он с виду «шелковый». Сложнее найти другой подход, завоевать его доверие. Дети все понимают, они чистые и чувствуют любую фальшь, болезненно реагируют на грубость. «Конечно, всякое бывало, иногда и сорвешься, – говорит Валентина Петровна. – Но если не права – я просила у ребят прощения. Они должны не бояться учителя, а уважать. И еще: я считаю, ребенка нельзя загонять в угол, даже если он совершил что-то плохое. Надо всегда давать ему шанс исправиться. Однако делать это так, чтобы он осознал свой поступок. Многое зависит и от того, станут ли помощниками учителя родители детей. Мы обсуждали с ними все возникающие вопросы и на общих собраниях, и при индивидуальных беседах, если были какие-то тревожные моменты в поведении, учебе».
Что приносило ей как учителю особую радость? Конечно, успехи учеников. Но и то, если какой-то из уроков был поучительным, необычным и для нее. Иногда ребята удивляли глубиной своего мышления, казалось, для их возраста не свойственной. Запомнился один случай. Обсуждали в 3-м классе рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского, где речь шла о больном зайце, которого не взялся лечить ветеринар, но согласился бывший детский врач. Дети давали оценки действующим персонажам: этот плохой, этот – хороший, и жаль, конечно же, зайку. А одна из девочек вдруг сказала, что ей жаль ветеринара. Почему?! Оказывается, потому, что тот несчастный: не любит свою работу…
– Я в этом отношении счастлива, – говорит Валентина Петровна. – Всегда любила свою работу. Потому что любила и люблю детей. Считаю: если они начинают раздражать – лучше сразу уйти из этой профессии. «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете», – так сказал один из известных русских педагогов Василий Ключевский. А мой девиз по жизни (и им я руководствовалась в работе) – люди доброжелательны к нам настолько, насколько мы добры к ним…
Наталья КОЛЕСНИКОВА