Дмитрий Сорокин из Каменки вспоминает Афганистан
![Дмитрий Сорокин из Каменки вспоминает Афганистан](https://www.chausynews.by/wp-content/uploads/2025/02/IMG_7055.jpg?v=1739165926)
Афганистан прошли многие наши земляки. Для них это школа мужества, боль утраты боевых товарищей, тоска по Родине, по отцам и матерям, которые не всегда знали, куда именно отправляется боец.
Во всех подробностях события той войны помнит Дмитрий Степанович Сорокин – житель агрогородка Каменка. Он родился и вырос в деревне Холмы Горецкого района. В семье было семеро детей – четыре сестры и три брата.
В 1981 году Дмитрий окончил среднюю школу и поступил в Горецкую сельхозакадемию. Правда, через год обучение пришлось оставить. Некоторое время наш собеседник работал в строительной бригаде, пока в 1982 году, 30 сентября, Дмитрия Степановича не призвали в ряды Советской армии. Сначала – Марьина Горка, через месяц – 11 вагонов, в каждом приблизительно 90 человек, которые направлялись на восток, в самое сердце Туркменистана – город Ашхабад. В одном из этих вагонов находился и наш собеседник. Тогда ему было всего 19 лет.
Половина из прибывших в столицу союзной республики солдат осталась на месте. Остальных же, в том числе Дмитрия Степановича, направили в полевой лагерь около города Мары. Здесь два месяца проходила стрелковая подготовка. Дмитрий Сорокин служил в мотострелковом полку. Всего было восемь рот плюс одна разведывательная. В основном в них служили белорусы и украинцы.
Подготовка была основательной. Дмитрий Степанович вспоминает, что тогда их учили стрелять из различных видов оружия, даже из РПГ-7:
– Бытует мнение, что нас просто забрасывали в Афганистан и мы воевали чем и как попало. На самом же деле подготовка была очень серьёзная. К её концу мы стреляли из любого оружия. Тем более все мы были молоды, быстро учились, – вспоминает Дмитрий Сорокин.
Главной сложностью на этом этапе жизненного пути нашего собеседника стал климат. Зимой туркменские ночи очень холодны, а днём тепло. Бойцы жили в палатках, которые отапливались с помощью печек-буржуек.
19 декабря солдаты вылетели из Ашхабада на самолёте ТУ-154, на котором менее чем через час пересекли границу Демократической Республики Афганистан. О первом знакомстве с этой страной Дмитрий Сорокин вспоминает так:
– Я смотрю в иллюминатор, и вижу сплошные горы и скалы. Для белоруса, привыкшего к бескрайним лесам, это было очень непривычно – сама природа как бы намекала, что здесь нам будет нелегко. В самолёте мы летели в военной форме, но без оружия. По салону ходили стюардессы (я даже удивился, зачем они здесь, будто мы и не на войну летим) и раздавали нам небольшие книжечки, вроде буклетов. Там была вся информация об Афганистане – география, климат, политический режим, население, религия. Так что за недолгий перелёт мы успели подробно изучить эту страну.
Приземлились бойцы в аэропорту в Кабуле. Первое, что ощутил Дмитрий Степанович – это холод: здесь было гораздо холоднее, чем в Туркменистане, снег выпадал и не таял.
Советских бойцов разделили по подразделениям и отправили в различные точки страны. Наш собеседник оказался недалеко от города Газни. Там размещался вертолетный аэродром, охрану которого осуществлял мотострелковый батальон охраны. Жили в землянках, которые отапливались всё теми же буржуйками. Чтобы их разжечь, использовали керосин, так как дров не было, кругом – одни скалы. Зато, опять же, запасов топлива было достаточно, правда, для того, чтобы питать буржуйки, приходилось прокидывать трубочки из разбитых вертолётов.
![](https://www.chausynews.by/wp-content/uploads/2025/02/IMG_7058.jpg)
Дмитрий Степанович рассказывает, что ему было очень больно смотреть на местное население:
– Мы как будто очутились в средневековье. У крестьян даже плуга не было – использовали рало, запрягали быков, веником подметали зёрна. При этом летом стоит чудовищная жара – до +50 градусов, культуры не выдерживают – очевидно, что в таких условиях невозможно собрать обильный урожай. Мне было невероятно жаль этих бедных людей.
Когда обстрелы участились, взвод, в котором служил Дмитрий Сорокин, отправили на охрану непосредственно города. Тогда приходилось укрываться в жилищах, обнесённых дувалами – глинобитными заборами и стенами.
Во время одной из боевых операций БТР-70, на котором ехал наш собеседник, подорвался на мине. К счастью, экипаж получил только незначительные ранения. Дмитрию Степановичу пришлось в госпитале лечить иссеченную осколками правую руку, а затем он продолжил службу.
– Шёл третий год войны, когда я прибыл в Афганистан. С моего первого дня и вплоть до демобилизации повсюду царила суматоха – здесь проезжают БТРы, там проезжают танки, пролетают вертолёты; издали слышны звуки стрельбы, взрывов. Сразу поняли – в серьёзное место попали, – вспоминает собеседник.
Где проходит служба Дмитрий Степанович своим родным не признавался – лишь старшему брату рассказал. Благо, наш собеседник вернулся домой – случилось это после 28 ноября 1984 года, когда срок службы в рядах вооружённых сил подошёл к концу. На момент увольнения он был сержантом, командиром отделения.
Вернувшись в Горецкий район, Дмитрий Сорокин вновь поступил в местную академию, однако в очередной раз учёбу пришлось оставить – уже на втором курсе.
На стройке в Чаусском районе он познакомился со своей супругой – Тамарой Алексеевной из Каменки. Дмитрий Степанович проживает здесь с 1989 года. Вместе с супругой воспитал четверых детей.
В нашем районе он работал в совхозе «Ленинский путь». Сейчас трудится в Каменском детском саду кочегаром. Держит небольшое хозяйство.
Дмитрий Сорокин считает, что память об Афганистане необходимо сохранить во благо будущих поколений:
– Война есть война – она никогда не меняется. Она несет горе потерь и разрушения. Важно помнить Великую Отечественную войну, Афганистан, знать историю, чтобы подобных трагедий больше не случалось. Мы были бойцами огромной страны – Советского Союза, выполняли свой воинский долг. Сейчас любят говорить, что всё это было зря, однако я так не считаю: мы остановили враждебные силы, которые впоследствии двинулись бы на север – Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию. Мы защищали рубежи своей Родины, чтобы сейчас наши братские народы и мы могли жить в мире, – заключает Дмитрий Степанович.