Наш земляк Михаил Симанков рассказывает, как помогал людям спустя месяц после Чернобыльской катастрофы [ВИДЕО]

Наш земляк Михаил Симанков рассказывает, как помогал людям спустя месяц после Чернобыльской катастрофы [ВИДЕО]

26 апреля 1986 года лишь немногие знали о том, что произошло на Чернобыльской АЭС. Но спустя время уже миллионам пришлось справляться и сражаться с последствиями этой катастрофы. Одним из этих людей стал Михаил Симанков, который по зову Родины отправился в зону радиоактивного загрязнения.

Сам Михаил Константинович родом из деревни Быново. Учился в Осиновской средней школе, затем – в Могилёвском техническом училище №70. В детстве увлекался техникой, в особенности мотоциклами. Службу Михаил проходил в высшем военном авиационном училище, после окончания которого у него было много вариантов трудоустройства, например, в Москве, но наш собеседник решил вернуться на малую родину, в Чаусский район, где в 1983 году стал сотрудником РОВД.

Летом 1986 года начальник районного отдела внутренних дел сообщил Михаилу Константиновичу, что его помощь нужна на загрязнённых радиацией территориях. Никто не скрывал, что именно произошло и как пребывание в тех местах может быть опасно для здоровья и даже жизни. Однако наш собеседник не сомневался, не задавал лишних вопросов, не пытался уйти от исполнения долга:

– Тогда ведь был совсем другой менталитет. Если Родина говорит «Надо», мы отвечаем «Есть!». Да и не было такого, что мы помогаем жителям соседней республики – нет, мы помогали сами себе, ведь белорусы, украинцы, казахи, русские, узбеки – всё это был советский народ. Тем более у меня были супруга, сын, не за горами было и рождение дочери – пополнение в семье произошло в 1987 году. При этом не стоит думать, что нас отправляли в приказном порядке – я мог и отказаться. Но долг есть долг. Я был молод и уверен в себе, да и мыслю всегда позитивно – эту черту своего характера я сохранил по сегодняшний день, – говорит Михаил.

В зоне радиоактивного загрязнения мужчина оказался летом – в июне-июле, то есть попал он туда со вторым либо третьим выездом. Всего в опасной территории Михаил пробыл месяц, постоянно меняя место расположения, так как его группа занималась охраной маршрутов.

Патрулируя обезлюдившие пустоши, наш собеседник невольно приходил к мысли, какая страшная катастрофа постигла людей и окружающую природу. Мужчине было очень больно смотреть за тем, как красота Беларуси и Украины пострадала:

– Мои тогдашние ощущения можно передать двумя словами: страшно и красиво. Помню Наровлю, помню Белую Сороку… много, где мы были, и везде видели одну и ту же картину. Берёзовые рощи, грибы, растительность – это было красиво, но от осознания произошедшего становилось страшно. А где-то вдали, километрах в 30-40, виднелась сама станция как зловещее напоминание о том, что случилось. А хуже всего то, что ты не знаешь, с чем ты борешься. Это – не дай конечно бог – не война, где ты знаешь, кто твой враг, а кто друг. В данном случае человек бессилен – мы можем лишь помогать другим, – говорит Михаил Константинович.

Что касается условий пребывания в опасных зонах, то, как говорит наш собеседник, кому-то везло больше, кому-то – меньше. Радиоактивные осадки оседали неравномерно, и поэтому получить дозу радиации можно было где угодно:

– Нам давали респираторы, но они особо не помогали. Пять минут – и они приобретали специфический цвет. Давали таблетки, воду в регионах пить, конечно же, запрещалось. В свободное от несения службы времени помогали, чем могли, например, очищали зерно. Наш отряд курировали сразу два замминистра внутренних дел… Иногда говорят, что всё это было не так серьёзно – пусть, это их на их совести. Однако такой контроль говорит о многом.

На самого Михаила радиация тоже подействовала – у него начались проблемы со здоровьем. Впрочем, он не унывает – такой уж у него характер. В конечном итоге, мужчина верит, что нужно жить настоящим, оглядываясь на прошлое, но не оставаясь в нём.

– Конечно, это была большая трагедия, и я прочитал много литературы, да и слышал, что происходило на станции в ту злополучную дату. Как мне кажется, лишь Бог нас всех рассудит, кто был прав, кто виноват, кто заслуженно понёс наказание, а кто – наоборот, – считает собеседник.

После возвращения на малую родину Михаил Константинович ещё некоторое время работал в РОВД. Когда распался  Союз, его помотало по зарубежью, но в конечном итоге он вернулся в Чаусы и уже более 20 лет работает в Чаусском УКП «Жилкомхоз» на газовой котельной. У него сын и дочь и два внука. Хотелось бы, говорит, больше.

Единственное занятие, которое наш собеседник может назвать своим хобби, это лес. Ему очень нравится наша природа, и когда дети предлагают ему слетать на отдых в Египет или Турцию, он отвечает, что для него нет ничего дороже южного берега Баси. При этом мужчина считает, что не нужно фанатично отдаваться какому-либо делу – рыбалке, охоте, футболу, хоккею. От жизни нужно брать всё и по чуть-чуть, иметь множество если не любимых, то занятий, которые нравятся. Для Михаила это чтение книг, работа собственными руками, ну и, конечно же, воспитание любимых внуков.

Последние новости

80 гадоу́ перамогi

В ходе поисковой экспедиции «Все солдаты носили имена» обнаружены останки нашего земляка. Помогите установить его имя

28 апреля 2025
Читать новость
80 гадоу́ перамогi

Геологический молоток вместо винтовки. Какое открытие уроженца деревни под Жабинкой помогло переломить ход ВОВ

28 апреля 2025
Читать новость
Актуальные новости

Суд в Барановичах приговорил закладчика психотропов к 10 годам колонии

28 апреля 2025
Читать новость
Актуальные новости

Когда в Быховском районе запретят продажу алкоголя

27 апреля 2025
Читать новость
Актуальные новости

Рассказываем, когда в Чаусском районе заработает горячая линия по вопросам вакцинации граждан

26 апреля 2025
Читать новость
Актуальные новости

Бригадир сельхозпредприятия в Славгородском районе скрыла падеж скота

26 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем