[Ко Дню железнодорожника] О работе дежурного по станции в Чаусах
Огромный, на всю стену, пульт-табло с множеством кнопок, тумблеров и мигающих лампочек… Нет, отсюда не космическим кораблем управляют. Это рабочее место дежурного по станции. Для дилетанта полнейшая неразбериха, а вот Анна Понковец, сидящая за пультом, чувствует себя уверенно. Тем более, что рядом опытный коллега – Николай Степанович Шведков. Если надо – и поможет, и подскажет. «Еще 3 смены – и будет работать самостоятельно, – говорит он, наблюдая за работой стажера. – Все мы когда-то начинали…»
Сам Николай Степанович в этой профессии уже более 35 лет. Сразу после окончания Оршанского железнодорожного техникума его распределили на Свердловскую железную дорогу. Потом – служба в армии, после чего решил поближе к дому перебраться (он родом из Славгородского района). Так оказался в Чаусах. И вот уже 34 года работает дежурным по станции.
На мой вопрос, что в его работе главное, отвечает: ответственность. За безопасность пассажиров, своевременную доставку грузов. Нужно контролировать прием, отправление и пропуск поездов, а также все маневры на станционных путях. В его обязанности входит контроль посадки-высадки пассажиров, он дает разрешение на прохождение грузовых составов, при формировании состава на станции организует процесс загрузки и выгрузки товарных вагонов, их сортировку, руководит маневровыми работами, контролирует безопасность ходовой части вагонов. Когда по межстанционной связи поступает сообщение об отправлении поезда с предыдущей станции, убедившись, что путь безопасен, выходит на платформу и жезлом подает знак машинисту, чтобы продолжал движение. Вообще за дежурство приходится решать множество вопросов. Можно сказать, дежурный за целое справочное бюро работает, выдавая необходимую информацию и напрямую, и по телефону. Ведь он – первый помощник начальника станции.
Смена длится 12 часов, и все это время дежурному по станции приходится вертеться, как белке в колесе. Ночные смены, постоянный шум, переговоров очень много. После работы иной раз говорить ни с кем не хочется. Можно сказать, энергозатратная профессия: все время в движении – к пульту, компьютеру, телефону. Но Николаю Степановичу она нравится, и в какой-то другой сфере он себя уже не представляет.
К слову, жена Николая Степановича тоже работает на станции «Чаусы». Профессия, можно сказать, сыграла в их жизни судьбоносную роль. Познакомились во время техучебы, а вскоре и поженились. В те годы Нина Ивановна была, как и ее муж, дежурной по станции, но только на станции «Реста». А в Чаусах ей предложили должность товарного кассира. В этом качестве проработала долгие годы. Сегодня трудится приемосдатчиком груза и багажа.
…Когда-то Николай Шведков хотел стать строителем, даже поступал на эту специальность, но не прошел по конкурсу. А теперь думает: наверно, так распорядилась судьба. И он ничуть об этом не сожалеет.
Наталья КОЛЕСНИКОВА