Николай Воробьев – Герой соцтруда
Среди 113 Героев Социалистического Труда, которых взрастила Могилевщина, значится имя Николая Васильевича Воробьева. Н.В.Воробьев работал в Чаусском районе более 40 лет, начиная с 1953 года. К сожалению, этот замечательный человек, представитель военного поколения, поколения, возрождавшего страну, уже ушел из жизни. Но память о нем остается. На Аллее Славы в центральном городском парке Чаус – и его портрет, одна из улиц города названа именем Н.В.Воробьева.
В многодетной семье Воробьевых на Шкловщине все дети, по примеру отца, избирали профессию педагога. Закончил в 1940 году Могилевский педтехникум и Николай. Направили его работать в Западную Белоруссию. Через какое-то время в одном из писем родным Николай сообщил, что его по спецнабору отправляют в военное училище в Саратовскую область.
В училище готовили механиков по обслуживанию самолетов. После начала Великой Отечественной войны 1941-45 гг. программу подготовки сократили, и уже в феврале 1942 года сержант Воробьев начал свой боевой путь в 348-м истребительном авиаполку, что дислоцировался в Заполярье.
Самолеты полка сопровождали караваны судов из Исландии до Мурманска – с оружием, продовольствием, военно-техническим оборудованием. У авиамехаников такая доля – нервничать и ждать на земле своего пилота, надеясь, что он обязательно вернется. А когда прилетит – особо тщательно готовить самолет к новому вылету, так как в суровых условиях Заполярья любая ошибка в обслуживании техники могла привести к беде.
В августе 1943 года истребительную дивизию перебазировали на 1-й Украинский фронт. Обслуживать приходилось в основном американские и английские самолеты, побывавшие уже в воздушных боях. Поступали, конечно, и новые машины. Зарубежная техника требовала новых знаний, а потому надо было переучиваться, причем быстро – фронт ждал авиационной поддержки. Авиадивизия, где служил Н.В.Воробьев, прошла боевой путь от Заполярья и Украины до города Бреслау на правом берегу реки Одер – там ее личный состав и встретил Победу.
Но для Николая служба продолжалась. До 1947 года дивизия и вместе с ней авиамеханик Воробьев находились в составе группы советских войск в Германии, затем в Румынии, Чехословакии. В 1947 году передислоцировались на аэродром под Одессой. Вскоре авиамеханика Воробьева перевели в 210-й бомбардировочный гвардейский авиаполк, дислоцировавшийся под Могилевом.
В начале 1950-х годов Николай Воробьев, уже в звании лейтенанта, стал летать бортинженером на бомбардировщике ТУ-4. Но и на этом его военные дороги не закончились – еще служил в Бобруйске и Гомеле.
Но все чаще давало себя знать тяжелое ранение бедра, полученное при освобождении польского Кракова. В 1953 году Воробьева, говоря армейским языком, комиссовали на «гражданку». К тому времени Николай Васильевич уже был семейным человеком, подрастали двое детей. Женился, когда еще служил под Могилевом. Вопрос как устроить гражданскую жизнь? – встал перед ним, что называется, ребром.
Друзья посоветовали: ты, Николай, в технике разбираешься, двигайся по этой линии. Из Гомеля приехал на Могилевщину, как-никак, родная земля. Но пока без семьи. Ему предложили должность механика в Мокрядской МТС Чаусского района. Вскоре в поселок Павловку, где размещалась производственная база МТС, перевез и семью.
Спустя какое-то время Николая Васильевича перевели на должность заведующего мастерскими. За МТС числилось 30 колесных тракторов ХТЗ, «Универсал», НАТИ. Затем появились и гусеничные трактора ДТ. Словом, забот полон рот, так как запчастей не хватало, инструмента – тоже. В таких условиях без технической смекалки – никуда. И она не раз выручала Николая Васильевича. Пригодился и когда-то полученный опыт педагога, поскольку в МТС приходило много молодежи – война забрала значительную часть взрослого населения.
Когда Мокрядскую МТС, как и остальные, ликвидировали, Николай Васильевич стал работать в Чаусской РТС. После ее реорганизации в объединение «Сельхозтехника» он возглавил линейно-строительный монтажный участок. Две бригады участка, по пять человек в каждой, занялись в первую очередь водоснабжением животноводческих ферм: бурили скважины, монтировали водонапорные башни, водопроводы.
Поначалу из транспорта было только две конные телеги, потом появился автомобиль-«летучка». А дел хватало, поскольку, кроме механизации ферм, на участок возложили и обязанности по строительству зернотоков и монтажу их оборудования. А в начале 1970-х годов на базе участка организовали ПМК «Сельспецмонтаж», которая обслуживала, кроме Чаусского, еще 4 района Могилевской области.
В 1971 году ветерану Великой Отечественной войны, начальнику ПМК «Сельспецмонтаж» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой звезды «Серп и молот» и ордена Ленина. Звезду Героя вручали на торжественной церемонии в Минске. Боевые заслуги Н.В.Воробьева отмечены орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Н.В.Воробьев с женой Прасковьей Андреевной вырастили четверых детей, дали им путевку в жизнь. По воспоминаниям людей, знавших Николая Васильевича, ему были присущи и рабочая хватка, дисциплинированность, и особая, от природы, интеллигентность, умение ладить с подчиненными, стремление вдохновлять личным примером.
В.ИВАНЕНКО.