В Чаусах размещался 11-й танковый полк
Сегодня мало что напоминает о том, что в Чаусах когда-то дислоцировались различные воинские подразделения: здания бывшего военного городка, что сохранились, используются по иному назначению, а практически все хранилища для боевой техники разобраны за ненадобностью. Тем не менее, читателям нашей газеты наверняка интересно будет узнать, что еще до Великой Отечественной войны в Чаусах находился кавалерийский полк, а после ее окончания, менее года – 882-й стрелковый полк 290-й дивизии, которая была передислоцирована в Могилев из Германии после капитуляции фашистов. (Кстати, этот полк участвовал в освобождении нашего района от немецко-фашистских захватчиков). Затем здесь размещался 11-й танковый полк, а сменил его инженерно-маскировочный батальон, который дислоцировался у нас с 1962 по 1972 год и был предпоследним воинским подразделением с чаусской «пропиской» (последней стала база хранения танков).
Именно в этом батальоне тогда служил старшим прапорщиком В.В.Федосенко, который сейчас работает сортировщиком в районном узле почтовой связи. С ним и состоялся наш разговор о былой воинской жизни.
– Я горжусь, что мне довелось служить в этом соединении – одном из старейших в Беларуси и имеющем славную историю, – отметил Василий Владимирович. – А началась его история в Москве, где в июле 1919 года была сформирована запасная военно-маскировочная рота. В 1927 году на основе двух таких маскировочных рот был сформирован отдельный маскировочный батальон. Примечательно, что в начале Великой Отечественной войны военнослужащим этих рот пришлось выполнять и такие особо важные задачи, как маскировка Московского Кремля, командного пункта Генерального штаба, ряда военных объектов, создавая тем самым ложные цели для авиации противника. В 1945 году, уже после окончания войны, одна из рот за образцовое выполнение задач по маскировке при овладении рядом немецких городов была награждена орденом Красной Звезды. В послевоенные годы батальон участвовал во многих учениях по инженерному обеспечению и оперативной маскировке войск.
Я прибыл служить в этот батальон из инженерной «учебки» в Печах, осенью 1969 года, когда он уже ди-слоцировался в Чаусах. Во время учебы нас учили работе с взрывчатыми веществами (минирование, подрыв объектов и т.д.), а здесь пришлось учиться маскировке, изготовлению ложных макетов техники, ракет, пушек. Чтобы эти макеты возможный «противник» не смог отличить от оригиналов, требовалось не только хорошее знание боевой техники, но и определенное мастерство при их изготовлении.
Наш батальон принимал участие во многих учениях, которые проводились ежегодно, а то и по два раза в год. Например, в 1970 году во время учений «Двина» батальон производил постройку инженерных мест наблюдения для высшего командного состава (наблюдательные вышки на «поле боя» в Витебской области). В том же году прошли учения в Ошмянском районе. Вспоминается такой случай. Мое подразделение построило макет танка из снега. Работа была, надо сказать, почти ювелирная, оттачивали каждую деталь. А утром нас доставили на объект, чтобы окрасить макет сухой краской, установить на него деревянный ствол, сделать для «танка» соответствующее укрытие. Когда работы были выполнены и уже рассвело, мы увидели, как от расположенного неподалеку пункта командующего Белорусским военным округом в нашу сторону направляются несколько автомашин. Оказывается, командующий отправил своих подчиненных узнать, что это за танки. То есть не отличил от настоящих. От комбата отделению и всей роте, что сделала такие макеты, была объявлена благодарность, в газете «Во славу Родины» напечатали фотографию наших «скульпторов» на фоне их творения. Похожая ситуация была и во время еще одних учений, где маскировщики оборудовали позиции ложного ракетного дивизиона. Когда инженерные работы были завершены,оценивая готовность войск к учениям, командующий войсками КБВО увидел наши позиции и спросил у начальника ракетных войск: «Твои?» Тот ответил утвердительно. Однако начальник инженерных войск ему возразил. Спор был разрешен только по прибытии на позиции.
Помнятся и учения в г. Березе Брестской области, где строили укрытия для самолетов, и в Литве, где оборудовали ложные станции разгрузки железнодорожной техники, скрытые передвижения танковой колонны с помощью уголковых отражателей, которые создают помехи радара, и многое другое из моих воинских будней.
В мае 1972 года батальон передислоцировался в воинскую часть Пашково в г. Могилев, вскоре моя служба тоже закончилась, но я продолжаю интересоваться судьбой этого воинского соединения. С декабря 1991 года на его базе была сформирована база хранения вооружения и техники инженерных войск, но уже в 2002 году, сохраняя славные традиции своих предшественников, был сформирован 2-й ордена Красной Звезды инженерно-маскировочный полк, в 2004 году его переименовали во 2-й инженерный полк, а в марте 2008 он был преобразован во 2-ю ордена Красной Звезды инженерную бригаду. Сейчас это передовая показательная часть, которая летом текущего года будет отмечать свое 95-летие. Надеюсь побывать на этом торжестве.
Н.КОЛЕСНИКОВА.