Нина Шведкова из Чаус о работе на железной дороге
Завтра – День железнодорожника
Судьба Нины Ивановны Шведковой напоминает строку из песни ВИА «Поющие гитары»: «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Там, где тревожно стучат поезда». Потому что со своим будущим супругом Николаем Степановичем она познакомилась благодаря железной дороге.
После окончания 8-ми классов она, уроженка д.Остромичи Кобринского района Брестской области, решила поступать в педучилище, стать учителем начальных классов. Однако вместе с подругой… подала документы в Брестское училище железнодорожников на специальность «дежурный по станции». Закончив учебу, по распределению приехала на железнодорожную станцию «Копысь» на Витебщине. Проработав всего месяц, решила обратиться в Могилевское отделение железной дороги с просьбой о переводе в другое место, и была направлена на железнодорожную станцию «Реста».
С 1988 года Нина Ивановна живет и работает в Чаусском районе. Во время занятий по техучебе познакомилась со Шведковым Николаем Степановичем, который тоже работал дежурным по станции, но в Чаусах. Молодые люди поженились, руководство предоставило семейной паре дом в районе ж/д вокзала. Вот только ездить работать на Ресту было неудобно. Помогло счастливое стечение обстоятельств. На станции Чаусы вводили новую штатную единицу «товарный кассир», и Н.И.Шведкова перевелась сюда, начала работу в непривычном для себя качестве. Сначала было сложно, ведь обязанности дежурного по станции очень отличаются от работы товарного кассира. Да и условия труда в то время были совсем другими. Это сейчас существуют специальные компьютерные программы, значительно упрощающие ведение документации. А раньше считать приходилось дедов-ским способом – на счетах, накладные выписывать вручную. Принять вагоны, оформить документы, насчитать провозные платежи, обеспечить сохранность перевозок – все эти функции входят в круг обязанностей товарного кассира. А если учесть, что в сутки в среднем 5 товарных поездов проходят через станцию, то можно представить, какой объем работы ежедневно нужно выполнить.
Штат товарной конторы состоит из трех человек: кассир товарный, при- емосдатчик груза и багажа, агент коммерческий. Так сложились обстоятельства, что с марта этого года Нина Ивановна здесь работает одна. Нагрузка очень большая, работа ответственная. С воодушевлением Н.И.Шведкова восприняла новость о молодом пополнении в коллективе. Уже приступила к работе молодой специалист Анастасия Васильева. В этом году она закончила Оршанский колледж железнодорожного транспорта. Сейчас Настя под руководством Н.И. Шведковой вникает в особенности работы товарного кассира, ведь ей, как и Нине Ивановне, пришлось поменять профиль (у девушки специальность «дежурный по станции»). История, как говорится, повторяется. Нужно внимательно и точно обсчитать каждый вагон, чтобы не было «недостач» и «переборов», оформить всю необходимую документацию, внести данные в архив. Но главное – это работа с клиентами-представителями организаций, осуществляющих грузоперевозки. Постоянными отправителями грузов с железнодорожной станции Чаусы являются завод ЖБИ, «Могилев-древ», ГЛХУ «Чаусский лесхоз» (послед-нее предприятие ежедневно отправляет 8-10 вагонов леса, пиломатериалов). Надежным клиентом-получателем является УКДПП «Ремстрой». Все заказчики услуг по грузоперевозке работают по предоплате, к нерадивым клиентам применяются штрафные санкции. Грамотно и доступно объяснять клиенту все необходимые условия и тонкости, быть вежливым и внимательным – таким, по мнению Н.И.Шведковой, должен быть товарный кассир.