Петр Бородкин из Смолки Чаусского района вспоминает прошлое
Сельского Кулибина, как называют жители Смолки Петра Бородкина, в доме мы не застали. Но по запертой на щеколду двери поняли, что хозяин находится где-то недалеко. И не ошиблись: он наводил порядок в гараже на полках с инструментами. «Не люблю, когда у меня что-то лежит не на своем месте. А еще больше – сидеть без дела», – пояснил мужчина, вытирая руки и приглашая нас в дом.
Войдя в уютную комнату, сразу же обратили внимание на газетные вырезки, аккуратно разложенные на столе. Перехватив мой взгляд, хозяин пояснил: «Несмотря на возраст, нужно следить за своим здоровьем, а сейчас в печатных изданиях много различных советов: и медицинских, и народных. Скоро весна и рекомендации опытных садоводов тоже могут пригодиться, ведь недаром говорят: век живи – век учись». Кстати, сам Петр Андреевич и сейчас помогает многим и советом, и делом, а ведь ему уже за восемьдесят.
– Вспоминая прожитые годы, я радуюсь каждому дню, люблю природу, людей, – говорит ветеран.
Вся жизнь Петра Андреевича связана с родной Смолкой: здесь он родился, построил дом, вырастил детей, до пенсии отработал в местном совхозе.
– До войны, – вспоминает мой собеседник, – я окончил два класса начальной школы. С приходом в деревню немцев занятия в ней прекратились. Из школьника я переквалифицировался в помощника местных партизан, научился метко стрелять.
Вспоминая тяготы и ужасы войны, Петр Андреевич не мог сдержать слез, ведь приходилось голодать, видеть смерть близких и родных. Трудными были и послевоенные годы, когда школьникам после уроков приходилось помогать взрослым восстанавливать разрушенное хозяйство. В молодости Петр хорошо играл на гармошке. Он даже один год отучился в Могилевском культпросвет-училище, но из-за болезни не смог его закончить. Зато гармонь по случаю купил. Продав в Могилеве молоко, юноша возвращался домой. На вокзале к нему подошел солдат и попросил купить у него гармошку: очень нужны были деньги, чтобы доехать до Кричева. Не устоял – отдал все вырученные деньги. Ох, и досталось же ему в тот вечер дома! Зато позднее ни одна вечеринка не обходилась без него. На одной из них он встретил свою Дуню, с которой вскоре поженились. Родились дети: сын Саша, а затем дочурки – Фаина и Лариса.
Официальный трудовой стаж Петра Андреевича начинается с 1953 года. С 1967 по 1994 годы работал водителем в совхозе «Хацковичи». Два последних года – будучи пенсионером. Его заслуги не остались незамеченными. В 1981 году его наградили медалью «За трудовую доблесть», а через пять лет – орденом «Знак почета».
«А почему Вас сельчане прозвали Кулибиным? – поинтересовались мы у мужчины. Он на несколько минут задумался, а затем рассказал такую историю.
– Давно это было. Зимы тогда были с трескучими морозами и с огромными снежными сугробами и заносами. Купил у соседа «по дешевке» старенький мотоцикл ИЖ-49 и перепрофилировал его в «снегоход»: вместо задних колес приладил два обода из тракторной шины, впереди прикрепил железную лыжу. Можете представить, что это чудо-техника запросто преодолевала снежные просторы! Я на ней даже несколько раз в Могилев ездил. А позднее, когда зимы стали малоснежными, переоборудовал «снегоход» в «вездеход», заменив лыжу на колесо.
С женой Евдокией Сергеевной воспитали достойную смену. Сын и дочери получили высшее образование, создали свои семьи. Появились внуки. Но судьба приготовила Петру Андреевичу тяжелые испытания: трагически погиб внук, через год не стало спутницы жизни, после продолжительной болезни умер сын. Но человеком твердой закалки оказался Петр Андреевич Бородкин – все пережил, не сломался, ведь рядом были родные люди, которые нуждались в его советах, помощи и поддержке.
Несмотря на преклонный возраст, Петр Андреевич интересный собеседник, много рассказывает о себе, детях, событиях, политике. Считает, что секрет его долголетия и бодрого настроения – в здоровом образе жизни. Хотя один раз он его всё-таки нарушил. В далеком 1941 году в деревне стояли немцы, а в соседнем доме находился их штаб. Пробравшись во двор, Петр нашел в траве окурок, а затем с друзьями, спрятавшись в придорожных зарослях, его скурили. После этого случая он никогда больше не курил.
Не стареет душой пенсионер. Жизнь продолжается…
Людмила КУЗЬМИНА