О войне рассказывает Матрена Старовойтова из Чаус
Один человек шёл по жизни как по песку и, оглядываясь, видел на нём две цепочки следов – свои и Бога. Но заметил он, что в тяжёлые времена остаётся только одна цепочка. Тогда заплакал он и сказал: «Бог, зачем ты оставляешь меня в трудную минуту?» Засмеялся тот и ответил: «Ты видишь позади одну цепочку следов? Это потому, что в это время я нёс тебя на руках.
Наверное, Матрёну Старовойтову, которой 23 апреля посчастливилось отметить девяностолетие, по непростой жизни тоже нёс на руках Господь.
…Солнечным воскресным утром 22 июня 1941 года выпускницы девятого класса Благовичской школы пошли в райцентр, чтобы сфотографироваться на память, ведь некоторые из них планировали продолжить свою учёбу в областном центре. Как гром среди ясного неба из репродуктора прозвучали слова Левитана о вероломном нападении германских войск на нашу страну.
Мужчины в первые дни войны ушли на фронт. В деревне остались старики, женщины, которые со страхом ожидали прихода немцев. Началась новая жизнь на оккупированной территории.
– Мой двоюродный брат Николай Богачёв,– вспоминает Матрёна Савельевна, – был партизаном. Как-то раз по их заданию он пришёл к нам в деревню. Через день немец-переводчик приказал ему явиться в комендатуру. Офицер долго и подробно допрашивал его, а затем приказал двум солдатам отвести Николая в деревню Астрени, куда, по его словам, эвакуировали родных. По дороге юноша сбежал. Обозленные немцы, чтобы запугать местных жителей, согнали всех в колхозный хлев, где продержали около двух часов, ожидая приезда карательного отряда. Мы догадывались, что нас ожидает, но вслух об этом не говорили. Слава Богу, всё обошлось: каратели не приехали и нас отпустили по домам.
Через несколько недель немцы собрали всех пожилых людей и отправили в сторону Быхова, а молодёжь оставили в деревне, объяснив, что они обязаны трудиться здесь. Группу девушек, среди которых была и Матрёна, отвезли в Солтановку копать противотанковые траншеи. Жили в пустующем доме. Еды не хватало. Подумав, они решили убежать отсюда и податься в сторону Быхова, где, по их предположению, должны находиться в беженцах их родители. Собрав в узелок свои вещи, вечером по противотанковой траншее они вышли на дорогу и дошли до Дашковки. На первом же посту их задержали солдаты и отвели в комендатуру. Дежуривший там местный мужчина помог беглянкам добраться до Быхова, посадив их в подводы, ехавшие туда за сеном. Своих родных девушки не нашли и подались в Липовку: местные жители подсказали, что там могут жить беженцы из Видлина. К сожалению, слухи не подтвердились. Чтобы не испытывать больше судьбу, Матрёна с подругами остались в этой деревне и вместе с липовцами работали на станции Барсуки.
– Однажды во время обеденного перерыва, – продолжает воспоминания женщина, – к нам подошёл немецкий солдат и поинтересовался, почему мы не едим. Объяснили, что мы беженцы и есть нам нечего. Он, ничего не сказав, ушёл. Через минут десять вернулся с ломтем только что испечённого хлеба. А чуть позже нам на неделю стали выдавать около двухсот граммов сушёного мяса и булку хлеба. Вот так и дожили до освобождения родных мест.
Когда девушка вернулась домой, родители были уже там. Правда, от избы остался только сруб да крыша. Но это лучше, чем пепелище. Жильё восстановили, забрав из немецкого блиндажа оконные рамы и доски. Смахнув набежавшую слезу, Матрёна Савельевна рассказала:
– Чтобы не умереть с голода, ходили копать проросшую прошлогоднюю картошку, а из подмёрзшей пекли «лопуны», вкуснее которых, как нам тогда казалось, ничего не было. Мама, взяв кое-что из своих вещей, отвезла их в Западную Беларусь и обменяла на пшено. Откопали спрятанную от немцев рожь. Вот так и жили.
Матрёна задумалась об учёбе, ведь довоенная мечта стать врачом-стоматологом не сбылась. Узнала, что в Могилёвское педучилище объявили набор абитуриентов, и решила стать педагогом. А уже через год она ехала по распределению на своё первое рабочее место в Западную Беларусь в деревню Слобода учителем начальных классов. Кстати, Ярослав Евдокимов, известный белорусский певец, – ученик Матрёны Савельевны. Помнит учительница и его первое выступление на одном из школьных концертов, которое, может быть, и стало началом его творческой карьеры.
Находила молодая учительница и время на своё образование: заочно закончила факультет естествознания Могилёвского пединститута. Через несколько лет она возвращается в Чаусский район, так как родители в письмах стали всё чаще звать её домой. Работая в Антоновке, девушка встретила своего будущего мужа, Георгия Кузьмича. Поженились, построили дом в районе железнодорожного вокзала.
До самой пенсии учила Матрёна Савельевна ребятишек в местной восьмилетке. Много сил, души и труда вложила она в педагогическую работу: около 35 лет отдано просвещению. Сотни ребятишек обучила она, и каждому отдавала не только знания, но и частичку своего сердца. ученики были ей благодарны за это. За свой педагогический труд Матрёна Старовойтова награждалась почётными грамотами областного управления и районного отдела образования. Но самой главной наградой считает внимание и память о ней своих воспитанников, их родителей и коллег.
Уйдя на заслуженный отдых, женщина занялась вышивкой ковров и картин. Своему новому увлечению она посвящала всё свободное время. Сначала вышивала небольшие картины, наволочки, а затем купила «шерстянку», на которой были большие клетки, и начала создавать объемные картины-ковры. Почётное место в уютной комнате нашей собеседницы отведено семейным фотографиям. Две дочки и четыре сына воспитали Старовойтовы. Восемнадцать внуков и тринадцать правнуков поздравили бабушку с юбилеем. Мы присоединяемся к их поздравлениям и желаем Матрёне Савельевне крепкого здоровья.