Евдокия Сазоненко из Чаус делится воспоминаниями о военном детстве
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Рано повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие, они противостояли войне. Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбёжек, голода, холода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают своё военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стёрлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь.
Когда началась война, Евдокии Сазоненко было шесть лет. Она вспоминает:
– Наша семья жила в деревне Заболотье. Хорошо помню 22 июня 1941года. Это был тёплый, солнечный день. Ближе к обеду взрослые начали собираться группами и что-то тревожно пересказывать друг другу, часто повторяя слово «война». Нам, детям, трудно было понять, что это такое, но мы догадывались, что произошло нечто страшное. Отца, как и всех мужчин призывного возраста, в первые дни войны мобилизовали на фронт. Когда в деревню вошли немцы, ребятишки, спрятавшись за заборы, со страхом и интересом наблюдали за ними. «Гости» быстро расселились по домам местных жителей. Моего старшего брата Михаила вызвали в комендатуру и приказали истопить баню. Он отказался. За это его жестоко избили. Идти самостоятельно он не мог, мы привезли его домой на телеге. Больше месяца ушло на лечение. Выздоровев, брат ушёл в партизаны, затем перешёл линию фронта и воевал связистом в Прибалтике. За взятие Кенигсберга был награждён орденом Красной звезды.
В памяти женщины остались и воспоминания о жизни на оккупированной территории. Из дома их фашисты выселили, пришлось делить кров с соседями. Жили очень скудно, но дружно. Осенью 1943 года жителей Заболотья начали эвакуировать подальше от линии фронта. Подгоняли немецкие повозки, на которые садили только маленьких детей и немощных стариков. Все остальные шли пешком. Через несколько дней добрались до Шклова. Расселили беженцев в длинном бараке. Уже утром женщин и старших детей отправили на работу: они копали траншеи и блиндажи. Людей кормили один раз в день черпаком баланды и кусочком хлеба.
В начале 1944 года немцы согнали эвакуируемых на железнодорожную станцию для отправки на принудительные работы в Германию.
– Мама, прижав нас к себе, сидела на перроне, – продолжает свои воспоминания Евдокия Ивановна. – Подошёл солдат в немецкой форме и жестом показал, что можно спрятаться в находящемся недалеко от станции полуразрушенном здании. Через несколько минут мы были уже там. Вечером брат, которому было пятнадцать лет, отыскал небольшой пустующий домик, в котором мы прожили до освобождения Могилёвщины. Вернулись на родину. Дом немцы сожгли, поэтому снова пришлось скитаться по чужим углам. Горе обошло наш дом: с войны вернулись и отец, и брат. Соорудили из соломы и глины небольшую избушку, а позднее построили новый просторный дом.
Война перевернула всё в сознании Евдокии. Она увидела столько горя, страданий, боли, что решила связать свою судьбу с самой мирной профессией – стала педагогом. За плечами у неё более сорока лет трудового стажа. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, хорошее настроение – вот кредо её педагогической деятельности. В каждом своём ученике она видела личность.
– На уроках Евдокии Ивановны, – рассказывает бывший её ученик Сергей Богачёв, – всегда царила особая атмосфера. Чувствуя доброе отношение к нам, мы отвечали ей тем же: делились своими радостями и огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла она учебный материал! Заслушаешься! Она передавала нам не только знания, но свою доброту и оптимизм.
Сейчас Евдокия Ивановна на заслуженном отдыхе, но она постоянно поддерживает связь со своими учениками, с бывшими коллегами, делится воспоминаниями о военном детстве во время встреч со школьниками и молодежью. Вместе с мужем, Василием Евлампиевичем, педагогом по образованию, вырастили двоих детей, у них пятеро внуков и двое правнуков. К 70-летию Великой Победы ей, как малолетнему узнику фашистского концлагеря, была вручена юбилейная медаль.
Людмила КУЗЬМИНА