Раиса Мурашко из Чаус рассказывает о своем отце
Уже 70 лет мы живем на мирной земле. Один за другим уходят ветераны войны, и все ценнее становятся их воспоминания, все более значимыми – документы и фотографии той поры.
Раиса Мурашко, учитель географии средней школы № 1 г.Чаусы, бережно хранит воспоминания своего отца Павла Яковлевича Маркина, записанные его аккуратным почерком в школьную тетрадь. С некоторыми из них мы ознакомим и наших читателей.
22 июня 1941 года
Меня, студента Мстиславского педагогического училища, потрясли слова диктора, известившего о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну.
28 июня 1941 года
Был направлен на строительство оборонительных рубежей по реке Днепр. Здесь впервые в жизни увидел настоящих врагов-убийц, которые пулеметным огнем и бомбами сеяли смерть из самолетов, на крыльях которых были нарисованы черные кресты.
12 июля 1941 года
В нашей местности появились первые немцы. День и ночь беспрерывной лавиной их танки, артиллерия, автомашины и обозы двигались на восток. Разрозненные группы красноармейцев, усталых и голодных, в промасленных гимнастерках, ночью по лесам и непроторенным дорогам отступали вглубь страны.
Начался самый тяжелый и мрачный период – жизнь на оккупированной территории. Двадцать шесть месяцев в условиях полного бесправия и страха за завтрашний день, унижений и оскорблений со стороны фашистов и их продажных лакеев-полицейских.
1 октября 1943 года
Был мобилизован в действующую армию. После кратковременного пребывания в 183-м запасном полку прибыл на фронт под город Дубровно.
14 января 1945 года
Участвовал при прорыве обороны врага на границе с Восточной Пруссией и штурме города-крепости Кенигсберга. Начало артиллерийской подготовки было назначено на 9 часов утра, но затем перенесено на 2 часа раньше, так как взятый накануне ночью «язык» сообщил, что немцы готовятся начать артподготовку в 8 часов утра. Минометный расчет, в составе которого я был наводчиком, еще не успел навести миномет, как наша батарея подверглась сильному артиллерийскому налету врага, во время которого командир получил тяжелое осколочное ранение в руку. Был убит командир второго миномета и ранено несколько бойцов. Я по собственной инициативе взял на себя командование минометным расчетом. Огонь нашей батареи подавил несколько огневых точек врага и этим способствовал успеху перешедшей в атаку пехоты. Враг отступил. При переезде на новую позицию одна из машин нашей батареи подорвалась на вражеской противотанковой мине. Необходимо было разминировать путь наступающим подразделениям. Так как поблизости саперов не оказалось, за это дело взялся я, обезвредив четыре мины. За боевые подвиги этого дня был награжден орденом Красной Звезды.
23 марта 1945 года
Был ранен в ногу, но поле боя не покинул. За это меня наградили медалью «За отвагу».
17 апреля 1945 года
Наши части вышли на берег Балтийского моря, завершив таким образом ликвидацию вражеской группировки в районе Кенигсберга.
День Победы Павел Яковлевич встречал в вагоне поезда на территории Белоруссии. Ему хотелось поскорее вернуться домой, обнять своих родных. Но впереди были новые испытания. Воинская часть, в которой он служил, передислоцировалась на дальний Восток для борьбы с японским милитаризмом, активно помогавшим немецко-фашистской армии. В составе 1-го Дальневосточного фронта участвовал в боях с японскими интервентами. Освобождал города и села Маньчжурии. Из армии демобилизовался лишь в феврале 1946 года. Свою жизнь посвятил самой гуманной профессии – учитель.
– Давно отгремели военные дни лихолетья, – пишет в своих воспоминаниях ветеран. – Но память о них во мне жива. Переворачивая в мыслях разные эпизоды, я понимаю, что все могло быть иначе. Но судьба распорядилась так, что вынес все тяготы и лишения, мне не стыдно за себя и за свои поступки. За время боевых походов пришлось очень многое увидеть, многому научиться: разбираться в людях, ценить дружбу.
Дорогой ценой досталась эта победа, и чем дальше уходят годы, тем величественнее осознается значимость этого события.
Конечно, о войне много написано, много рассказано. Но точку в отображении всей правды о ней ставить не время.
Людмила КУЗЬМИНА
НА СНИМКЕ: Павел Маркин