Переворот в Сирии: кто виноват, и что будет дальше? Мнение Виталия Руцкого
В современной истории Сирии начинается новый этап: правление семьи Асадов, которое продолжалось 54 года, завершилось. Отряды вооруженной оппозиции контролируют Дамаск, а бежавший глава государства сейчас находится в Москве. За полторы недели противники Асада добились большего, чем за 14 лет гражданской войны, и эти перемены, без сомнения, отразятся на всём Ближнем Востоке.
Ситуация резко обострилась 27 ноября, когда поддерживаемые Турцией группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Сирийская национальная армия» начали операцию под названием «Сдерживание агрессии» в провинции Идлиб, которую они достаточно быстро взяли под контроль. Практически без боя занять один из важнейших городов на севере страны – Алеппо. Сопротивление проправительственных сил заключалось в нескольких попытках контратаковать при поддержке российских ВКС, однако значимых успехов им добиться не удалось. После этого вооруженная оппозиция продолжила продвижение к центральной части страны.
Параллельно активизировались антиправительственные силы и на юге страны – «Сирийская свободная армия», которую поддерживают США. Судьбу страны должно было решить противостояние в Хомсе. Этот город располагается на ключевой логистической артерии, соединяющей столицу с провинциями. Именно здесь расположены российские базы в Сирии. Однако серьезного сопротивления оппозиция не встретила. Дамаска оппозиционеры захватили к утру 8 декабря. Они выступили по телевидению, где объявили, что Башар Асад свергнут.
Сирия более 10 лет входит в сферу интересов сразу нескольких могущественных сил – США, России, Турции и Ирана. Для того, чтобы понять причины и возможные следствия происходящих на Ближнем Востоке событий, необходимо разобраться во взаимоотношениях всех вышеназванных государств.
Сирия при Асаде была верным союзником России, которая стремилась ослабить в регионе позиции США.
Стоит понимать, что, судя по заявлениям вооружённой оппозиции, Сирия не отказывается от сотрудничества с РФ. Лидер боевиков даже пообещал, что обеспечит неприкосновенность и, при необходимости, защиту российских военных баз и посольств. Это вполне доказывает, что Россия к происходящим событиям не имеет никакого отношения. О том, что российским военным ничего не угрожает, рассказал и председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов:
– Никаких отрезанных (от баз) воинских частей нет. Все находятся там, где должны находиться в соответствии с решениями командования, и выполняют задачи, – добавил он.
– Россия попытается договориться или с новыми властями, или как минимум с Турцией о судьбе баз. Есть сомнения, что Турция в состоянии контролировать ХТШ. Вполне возможно, что лидеры группировки будут вести свою игру, поэтому, возможно, на этом удастся как-то сыграть, – говорит эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин.
США видят в Сирии рычаг давления на Иран, который вложил в сирийский проект огромное количество ресурсов и сил.
Есть две причины, почему Иран не помог Сирии. Во-первых, «Хезболла» за последние месяцы потерпела несколько крупных поражений в конфронтации с Израилем. Во-вторых, Иран, по информации некоторых источников, потерял веру в Асада. В ближайшее время верховный лидер Ирана Али Хаменеи должен выступить с посланием о ситуации в Сирии.
В иранских правящих кругах также бытует мнение, что Асад пытался наладить отношения с арабскими странами региона, такими как Объединенные арабские эмираты, в надежде получить помощь для восстановления своей страны в обмен на отдаление от Ирана.
Интереснее всего здесь выглядит позиция Турции. Государство развило активность по всем фронтам относительно недавно созданной под эгидой Турции Организации тюркских государств (ОТГ), целью которой является объединение стран с населением тюркского происхождения. Построение «новой Сирии», уничтожение оппозиции в виде Рабочей партии Курдистана, занимающей север Сирии и контролирующей нефтяные месторождения – тоже шаги к установлению своей гегемонии в регионе. Здесь интересно, что интересы Турции идут вразрез с интересами её союзника по НАТО – США. Но избранный президент США стремится к установлению мира в горячих точках Земли.
Плюс, факт нахождения в Сирии американских военных не пользуется популярностью и поддержкой среди населения – 30% граждан Штатов и вовсе не знали, что там до сих пор сосредоточены их войска. Но Сирия, подконтрольная Турции – это не Сирия, подконтрольная Ирану. США не смогут в таком случае влиять на политику Дамаска, не рискуя окончательно и бесповоротно испортить отношения с Анкарой. Но важнее всего то, что при любом исходе под ударом окажется Израиль, потеря которого станет катастрофой для США.
В любом случае, мы видим, как в данном конфликте противоборствующие стороны не гнушаются использовать террористов в своих целях. Вчерашние международные преступники становятся «борцами за демократию и свободу» (очевидно, речь идёт о проамериканских лидерах вооружённой оппозиции). С другой стороны, турецкие власти поддерживают ХТШ – группировку, которая признана террористической в России, США, Турции (как это ни странно) и согласно решению ООН. Какой смысл после этого говорить о каких-либо международных договорах и нормах, регулирующих борьбу с терроризмом? Если в данный момент времени государствам, при этом занимающим видное место на мировой арене, выгодно сотрудничать с запрещёнными группировками, они будут это делать без каких-либо угрызений совести.
Ещё пару слов об украинском следе во всей этой истории. В октябре в кулуарах говорили, что в Сирию десантировали более 200 боевиков из Украины, что они рассредоточились и вступили в тесный контакт с ИГИЛ. Они были направлены для дестабилизации обстановки.