В Грузии новый президент. Что дальше? Мнением делится Виталий Руцкий
Новым президентом Грузии стал Михаил Кавелашвили – бывший футболист и депутат от фракции «Сила народа». Впрочем, Саломе Зурабишвили отказывается признавать легитимность выборов, на которых Кавелашвили был единственным кандидатом, и называет их «пародией».
Впервые за кандидатуру президента Грузии голосовали не граждане на прямых выборах, а избирательная коллегия из 300 человек. В состав коллегии вошли депутаты парламента и представители регионов Грузии, а также члены высших представительных органов Абхазской автономной республики, избранные 30 лет назад. Из-за бойкота результатов парламентских выборов со стороны грузинской оппозиции, Кавелашвили оказался единственным кандидатом в президенты. По данным ЦИК Грузии, за него проголосовали 224 из 300 выборщиков.
Евросоюз пока не принял единого решения по поводу ситуации в стране, однако Латвия, Литва и Эстония, как обычно, оказались самыми проворными и уже ударили санкциями по 11 грузинским чиновникам, среди которых – премьер Ираклий Кобахидзе. Поводом для введения ограничений стал разгон оппозиционных митингов.
Иного мнения придерживается глава МИД Люксембурга Ксавье Беттель: результаты выборов, по его словам, не должны быть поводом для введения санкций. Нельзя наказывать Грузию лишь за то, что эти результаты не нравятся ЕС, заявил он 16 декабря перед началом заседания министров иностранных дел ЕС в Брюсселе.
В то же время в российском МИД отказались комментировать результаты выборов, отметив, что это внутреннее событие суверенного государства. В министерстве добавили, что Москва готова к нормализации отношений с Грузией.
«Сила народа», являющаяся фракцией внутри выигравшей парламентские выборы «Грузинской мечты», как раз нацелена на налаживание взаимоотношений с Россией. Более того, «Сила народа», возглавляемая Кавелашвили, известна своей более радикальной антизападной риторикой. В принципе этого достаточно, чтобы объяснить позицию гражданки Франции Зурабишвили, которые отказывается принять результаты парламентских и президентских выборов, поддерживает антиправительственные акции и не желает покидать пост президента.
По словам эксперта по Кавказу и Ближнему Востоку, обозревателя ИА REX Станислава Тарасова, нельзя исключать, что к концу декабря конфликт между властями и оппозицией в Грузии только усугубится. Еще до проведения парламентских выборов в октябре этого года было ясно, что оппозиция их не выиграет. Поэтому планировалось, что лидером оппозиции, которая попытается оспорить победу «Грузинской мечты» «на улице» станет Саломе Зурабишвили. Предполагалось, оппозиционные силы, проиграв эти выборы, создадут параллельные структуры. Такое двоевластие потом могло бы привести к гражданской войне. Это был бы самый негативный сценарий.
Однако, отметил Тарасов, для реализации такого сценария нужны ресурсы, а также раскол в силовых структурах: в МВД, в спецслужбах, в армии. В ходе протестов выяснилось, что силовые структуры, наоборот, остались верны Конституции и правительству страны. И они сумели выдержать натиск, добавил он.
– Если Зурабишвили пойдет на создание параллельного парламента, она спровоцирует силовую акцию, за это ее могут арестовать. Если она просто будет сидеть в президентском дворце, грузинские спецслужбы придут и вынесут ее вместе с креслом на проспект Руставели. С нее и так уже сняли охрану и отключили отопление президентского дворца, – рассказал Тарасов.
Оппозиции также не стоит рассчитывать на поддержку Запада, уверены эксперты. Страны Евросоюза сейчас переживают экономический и внутриполитический кризис. Надежда остаётся на демократическое правительство США, которое вот-вот уступит управление страной республиканцам. Последние явно не заинтересованы в разжигании и финансирования нового конфликта, тем более, что всё внимание Вашингтона сейчас приковано к Сирии, а впоследствии будет вестись работа по урегулированию украинского конфликта.