[Ко Дню спасателя Беларуси] Спасатель Чаусского РОЧС Александр Жиркевич рассказывает о своей профессии
Когда происходят различного рода чрезвычайные ситуации, на помощь людям всегда приходят работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Они круглосуточно готовы к решению самых сложных задач на земле, воде и в небе. Мы начинаем новый совместный проект с Чаусским РОЧС под названием «#ОПЧС_25». В рамках проекта будет создан цикл публикаций о спасателях, которые более 25 лет служат в МЧС и качественно выполняют свои прямые обязанности. Один из них – Александр Жиркевич.
Традиционно мы видим работу спасателей в моменты, когда они тушат пожары, ликвидируют чрезвычайные ситуации, одним словом, спасают людей. Но зачастую забываем о тех, кто в первые минуты сталкивается с людьми, которые просят о помощи. Это диспетчеры центра оперативного управления МЧС.
– За каждым звонком, поступающим на пульт – чья-то человеческая жизнь, и от моей решительности и оперативности зависит, как скоро людям окажут помощь, – отмечает диспетчер Чаусского РОЧС Александр Жиркевич.
На протяжении 29 лет Александр Александрович качественно выполняет свои задачи по предназначению. В МЧС на работу устроился в декабре 1995 года. Первых полтора года работал пожарным на посту в Хотетово. За это время прошел боевое крещение и знает не понаслышке цену минут.
В свое время служил в войсках связи, поэтому в конце 1997 года его пригласили на должность радиотелефониста (сейчас – диспетчер ЦОУ). Особых проблем по обращению с техническим оснащением не было. Но Александр Александрович признается, что на этом месте очень сложно быть хладнокровным.
– Всегда переживаешь за людей, к которым отправляешь спасателей, чтобы помощь была вовремя. Важно не давать волю эмоциям, – замечает Александр Жиркевич.
К слову, сейчас центр оперативного управления оснащен техникой, позволяющей за доли секунды отправить любой пожарный расчет на место чрезвычайной ситуации. А во время, когда Александр только начинал работать, после звонка о ЧС, необходимо было связаться с ближайшим постом МЧС и направить их. И связь тогда держали только с постом. Мобильных телефонов не было.
– Порой приходилось сделать сотни звонков, но главное, чтобы человеческая жизнь была спасена, – отмечает собеседник.
Диспетчер уверен, что на этом месте случайных людей нет и быть не может. Специалист должен быть морально устойчивым и психологически крепким.
– Когда у человека случилась беда, он встревожен, кричит, плачет, ругается. Моя задача – узнать конкретный адрес и отправить оперативно спасателей. Счет идет на минуты, – рассказывает собеседник.
По словам Александра Александровича, люди обращаются по разным вопросам: кто-то ищет помощи в бытовой проблеме, кто-то упал и не может встать, а есть и те, кому нужно просто выговориться. Но диспетчер обязан общаться со всеми и ни в коем случае не отказывать в разговоре. Во время сообщения о чрезвычайной ситуации диспетчеру важно быть всегда на линии с человеком, чтобы в случае чего, подсказать и постараться вывести его по телефону из эпицентра пожара.
– Был такой случай, когда позвонила женщина, сообщила о пожаре и сказала, что все помещение в дыму, а супруг пытается самостоятельно потушить пламя. Ей удалось позвать его из дома и передать трубку, чтобы я дал рекомендации, как себя вести в такой ситуации, – рассказывает собеседник.
К сожалению, были смены у Александра, когда гибли люди. По его словам, в такие моменты очень сложно сдержать эмоции, но важно не перегореть.
– Если выбрал профессию людей спасать, то нужно и работать ответственно. Поэтому и хотел бы дать совет молодежи: прежде, чем становиться работником МЧС, нужно все взвесить и окончательно для себя решить. Здесь людей спасают, дела серьезные решаются, – заметил Александр Жиркевич.
По словам собеседника, чаще всего происшествия случаются в зимнее время (отопление) и весной, когда начинаются палы травы. Из-за пренебрежения правилами безопасности люди становятся заложниками ситуации, которую они сами и создали. Нередки случаи и потерявшихся в лесу. Иногда, не прибегая к помощи спасателей, удавалось выводить людей на дорогу по телефону.
Казалось бы, за более двух десятков лет службы диспетчер выработал особый алгоритм работы, но каждый поступающий звонок для него – как в первый раз: всегда напряженно, но на профессиональном уровне:
– Какое облегчение ощущаешь, когда узнаешь, что никто не пострадал.
Александр после смен любит выбраться на рыбалку. Это помогает отбросить все переживания и в тишине подумать только о положительном.
Денис ЕВСЕЕНКО